Генерал-майор А.Г. Харьков,
доктор исторических наук,
профессор,
заслуженный деятель науки РФ
По нашим предвоенным взглядам будущая война по своей сущности рассматривалась
как война классовая, между двумя различными общественно-политическими
системами. Советское государство, проводя политику мира, не преследовало
никаких агрессивных целей. Исходя из этого, основной стратегической линией
военной доктрины являлась идея сокрушительного ответного удара: "... на
всякое нападение врага Союз Советских социалистических республик ответит
сокрушительным ударом всей мощи своих Вооружённых Сил" [Проект Полевого
устава 1939 г.", М., 1939, с.9]. Архивные
документы свидетельствуют, что в основе оперативно-стратегического
развёртывания войск лежало требование быть готовыми отразить нападение врагов
одновременно на западе и востоке и лишь в случае агрессии перенести борьбу на
территорию противника и бить его на собственной территории. Исходя из
предвоенных взглядов, считалось, что в первые часы войны развернутся
воздушные сражения за завоевание господства в воздухе с одновременными
ударами авиации по аэродромам, районам сосредоточения войск и стратегическим объектам
в тылу. В то же время начнутся приграничные сражения наземных войск под
прикрытием которых будет проходить отмобилизование приграничных военных
округов (первого стратегического эшелона) и внутренних военных округов, а
также сосредоточение и развёртывание сил на театрах военных действий. (На
территории СССР дислоцировались 16 военных округов и один фронт. Девять из
них были приграничными, семь – внутренними. Морские рубежи охраняли четыре
флота.) Прикрытие развёртывания вооружённых сил и перевод их с мирного на
военное положение осуществлялось в соответствии с "Планом обороны
государственной границы на 1941 г.", разработанным Генеральным штабом. В
начале мая 1941 г. его основные положения были доведены директивами наркома
обороны до командующих войсками округов, и им было приказано до 25 мая
разработать новые планы обороны госграницы. Они должны были иметь также планы
противовоздушной обороны, а на случай вынужденного отхода – планы эвакуации
фабрик, заводов, банков, хозяйственных предприятий, правительственных
учреждений, военного и государственного имущества. Планы прикрытия
становились действующими с получением телеграммы о мобилизации или
шифрованного распоряжения, например: "Приступите к выполнению
Зап.ОВО-41" (для Западного Особого военного округа). В предвоенные годы в целях
быстрого и планомерного перевода войск с мирного положения на военное была
разработана и введена в действие чёткая система приведения войск в боевую
готовность. Штабы округов имели "Указания по подъёму частей по тревоге",
на основании которых командиры соединений и частей создали
"План-инструкцию по подъёму войск по тревоге". Приказ на подъём
частей по боевой тревоге предусматривалось передавать письменно и устно – по
телефону, телеграфу, радиошифром или установленным сигналом. Так, в Зап.ОВО в
полную боевую готовность войска приводились по сигналу "Гроза". В
Киевском округе для объявления тревоги по телефону устанавливался
определённый текст по двум вариантам: вариант №1 – "Примите меры. Пароль
"Киев": вариант №2 – "Срочно примите меры. Пароль
"Москва". [ЦАМО, ф. 131, оп. 144256, д.19, л.17]. В первый же день войны
указом Президиума Верховного Совета СССР на территории западных округов было
введено военное положение, а на следующий день началась общая открытая
мобилизация военнообязанных 1905–1918 г.г. рождения по 14 военным округам.
Она охватила всю территорию Советского Союза, за исключением районов Средней
Азии, Забайкалья и Дальнего Востока, и позволила значительно увеличить
численность войск. Отмобилизование большинства
стрелковых соединений заключалось в переводе их на штаты военного времени.
Дивизии и полки пополнялись личным составом за счёт призванных из запаса.
Недостающее количество автомашин, тракторов и лошадей они получали из
народного хозяйства. В первые дни призыв воинов
из запаса проходил по ранее разработанным мобилизационным планам. В Западном
Особом военном округе на территории Московской области он прошёл
организованно, срывов работы сборных и сдаточных пунктов не было. Поступление
мобресурсов составляло в среднем 70 процентов от запланированного. Однако
прибытие автотранспорта, как правило, запаздывало. Например, 7 мехкорпусу
Западного фронта предназначалось 400 грузовых машин из народного хозяйства, а
прибыло лишь 150. [ЦАМО, ф.208, оп.2511, д.3, л.25]. Мобилизационные контингенты
западных округов из пунктов сбора направлялись согласно планам в воинские
части по месту старой дислокации, которое зачастую ими было уже оставлено.
Поэтому большая часть призывников армий прикрытия не попала в те части,
которым они предназначались. Быстрое вторжение немецко-фашистских войск не
позволило полностью провести отмобилизование войск в этих районах.
Одновременно нарушился план поставки людей и мехтранспорта в эти округа по
централизованным нарядам из других, прежде всего внутренних, военных округов.
В итоге отмобилизованные части Прибалтийского, Западного и Киевского Особых
военных округов оказались недоукомплектованными личным составом и особенно
автомашинами и тракторами. Так, из общего числа занаряженных ресурсов офицеров
запаса в Зап.ОВО прибыло только 44 процента, в Приб.ОВО – 56 процентов. Мобилизация в Ленинградском
и Одесском военных округах, проходившая без существенных помех со стороны
противника, осуществлялась, в основном, в соответствии с ранее разработанными
планами. В Одесском военном округе к 6 часам 24 июня было мобилизовано 47 330
человек начальствующего и рядового состава, более 10 тысяч лошадей и 2 150
автомашин. [ЦАМО, ф.138, оп.2594, д.26, л.2]. Однако отправка мобилизационных
ресурсов с пунктов сбора из-за нарушений железнодорожных сообщений, вызванных
ударами авиации противника, прошла с опозданием на 2–3 суток. Чётко проводилась
мобилизация в Ленинградском округе. К ней заблаговременно подготовились как
военкоматы, так и местные органы управления. В Карело-Финской республике к
исходу 23 июня мобилизация была уже в основном закончена. Осуществляя перевод Вооружённых Сил на военное
положение, Государственный Комитет Обороны одновременно с документированием
существующих соединений и объединений приступил к формированию новых
стрелковых кавалерийских, танковых, авиационных и артиллерийских полков и
дивизий, подготовке командных, политических и военно-технических кадров. 23 июня 1941 г. Совет Народных
Комиссаров Союза ССР принял постановление о вводе в действие мобилизационного
плана по производству боеприпасов. На следующий день были рассмотрены
насущные нужды танковой промышленности. В постановлениях по танкостроению как
первоочередная ставилась задача создания мощной комплексной танкостроительной
промышленности в Поволжье и на Урале – районах, где ранее танки не
производились. На восьмой день войны был утверждён мобилизационный
народно-хозяйственный план на III квартал 1941 г., предусматривавший резкое
увеличение производства военной техники. 24 июня 1941 г. для
руководства эвакуацией из прифронтовых районов населения, учреждений, военных
и иных грузов, оборудования предприятий и других ценностей создается Совет по
эвакуации. 29 июня Центральный комитет
партии и СНК СССР в своей директиве изложили программу действий по
превращению страны в единый боевой лагерь под лозунгом: "Всё для фронта,
всё для победы!" Исходя из этой директивы, Народный комиссар обороны
потребовал от командиров и политорганов перестроить свою работу немедленно и
добиться решительного перелома в повышении боеспособности каждой части,
каждого подразделения. Лозунги "Стоять насмерть!", "Ни шагу
назад!" стали центральными в партийно-политической работе. [ЦАМО, ф.208,
оп.2526, д.12, л.30-31]. Органом, в руках которого
сосредоточилась вся власть в стране, стал учреждённый 30 июня 1941 г.
Государственный Комитет Обороны (ГКО). Для руководства военными действиями
советских войск ещё 23 июня была сформирована Ставка Главного Командования
Вооружённых Сил Союза ССР. Рабочим аппаратом Ставки являлись Генеральный штаб
и Центральное управление Наркомата обороны. В связи с расширением общего
фронта борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, быстрыми изменениями
обстановки, нарушениями связи с фронтами и взаимодействия между ними возникла
необходимость приблизить оперативно-стратегическое руководство к войскам
путём организации промежуточных органов управления Ставки Верховного
Командования. С этой целью 10 июля 1941 г. ГКО постановил создать три главных
командования: северо-западное, западное и юго-западное, а затем и военные
советы при них. В этот же день Ставка Главного Командования была
преобразована в Ставку Верховного Командования, а с 8 августа она стала
именоваться Ставкой Верховного Главнокомандования. В связи с этим Президиум
Верховного Совета СССР, Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) издали совместное
постановление следующего содержания: - "1. Назначить
Председателя Государственного Комитета Обороны и Народного Комиссара Обороны
тов. Сталина И.В. Верховным Главнокомандующим всех войск Рабоче-Крестьянской
Красной Армии и Военно-Морского Флота. - 2. Впредь все приказы
Ставки Верховного Главнокомандования должны иметь подписи: Верховный Главнокомандующий
И. Сталин, Начальник Генерального Штаба
Б. Шапошников". Председатель Президиума
Верховного Совета СССР М.И. Калинин Председатель Совнаркома
Союза ССР и Секретарь ЦК ВКП(б) И.В. Сталин" 16
июля 1941 г. принимается решение "О реорганизации органов политической
пропаганды и введении института военных комиссаров в РККА". 18 июля принимается постановление "Об
организации борьбы в тылу германских войск". Принятые важнейшие решения и меры сыграли
огромную роль в перестройке всей жизни страны на военный лад, в создании необходимых
условий для успешного ведения войны. Необходимость восполнения боевых потерь,
комплектования большого количества новых войсковых соединений для фронта и
создания резервов потребовала призыва дополнительного контингента. В августе
была объявлена мобилизация военнообязанных 1890–1904 г.г. и призывников до
1923 г. рождения. Таким образом, проводимая в стране
мобилизационная работа, несмотря на возникшие трудности, позволила
отмобилизовать большое количество вновь формируемых и доукомплектовать имевшиеся
к началу войны соединения и части, восполнить понесённые на фронте потери и
создавать необходимые резервы. Уже в первые дни войны стало совершенно
очевидно, что ни внезапность нападения, ни мощные упреждающие удары врага не
смогли сломить волю народа и его армии к сопротивлению, подорвать их
морально-политическое единство. Массовый героизм воинов оказался тем фактором,
который не учло фашистское руководство, планируя и начиная свою агрессию.
Причём трагическое и героическое часто шли рядом. Несмотря на очень тяжёлые
условия начала войны, войска упорно сражались с превосходящими силами
противника. Даже в случае охвата или обхода, а нередко и окружения они
действовали стойко, мужественно и предпочитали погибнуть, но не сдать врагу
занимаемых позиций. Советские войска достигли чрезвычайно важного
результата: уже в начальном периоде войны они сорвали стратегический замысел
фашистского руководства, заключавшийся в молниеносном разгроме Советского
Союза. Гитлеровское руководство не смогло достичь своих целей,
предусмотренных планом "Барбаросса". Главные силы Красной Армии не
были уничтожены в начальных операциях. Группа армий "Север" не
овладела Ленинградом. Группа армий "Центр" не смогла разгромить
войска на московском направлении. Группа армий "Юг" не захватила
Киева в установленные сроки и не смогла окружить войска на Правобережной
Украине. Действия западных военных округов,
ставших фронтами в первые же дни войны, показали фашистским стратегам, что
никакой речи не может быть об окончании войны в кратчайшие сроки. Героически
сражаясь против коварного и жестокого врага, наши войска уже в самом начале
войны сильно поколебали легенду о "непобедимости"
немецко-фашистских войск и своими активными действиями внесли серьёзные
коррективы в планы гитлеровского командования. Преимущества противника,
обусловленные вероломством и внезапностью нападения, с каждым днём теряли то
значение, которое они имели в первые дни войны. |
ã Фонд гражданских
инициатив Ò, МО МОИП,
1993-2016
ã Маленков С.К.,
член Союза славянских журналистов
и поставить его на Ваш сайт \ Раскрутись сверх Миллиарда (!) посетителей! \
Ссылка на сайт,
автора книги и идей, публикуемые на сайте издания при цитировании или
перепечатке –
обязательна. Коммерческое переиздание без
согласования с автором и редакцией – запрещается.
Ждём
отзывов международных правозащитных организаций, юристов, политиков,
руководителей стран и парламентов,
влиятельных
и простых людей.
Наш адрес: 123458, Москва, ул.
Твардовского 13-2-169, тел. 8-925 537-28-07 \ 8-926-294-00-31
\ Skype:
uniqum53
E-mail: fogrin@rambler.ru
Предупреждение: Почтовые
адреса даются только для переписки на темы сайта и его публикаций.
Использование адресов
электронной и обычной почты для рассылки рекламного или иного информационного
мусора будет наказываться.
Обновление:
01-07-2016fog